Как перейти от уздечки к бестрензельной езде?

Рубрика: Снаряжение

Автор: Анна Мазина

bitlessНа фотографиях в статьях о методах НХ часто можно увидеть всадника, едущего на «голой» лошади или по крайней мере с бестрензельной уздечкой в качестве иллюстрации послушности лошади. Статьи звучат убедительно, а фотографии выглядят заманчиво — очень многим хочется тоже попробовать ездить на своей лошади без железа. Прогремевший в свое время г-н Невзоров вообще утверждал, что железо причиняет лошади адскую боль — хочется быть хорошим и не хочется быть мучителем лошадей!

Однако просто так надеть на лошадь сайдпулл и отправиться в поля страшновато. Эти сомнения — это голос здравого смысла, предупреждающего о возможной опасности. Тем не менее, многие отлично ездят без трензеля и в полях, и рядом с дорогами — как же им удалось так обучить лошадей? Само по себе НХ не пропагандирует безжелезную езду, но используя методы НХ можно достичь любой цели, в частности этой — безопасно ездить без железа. Как? Давайте обсудим.

Вам правда это нужно?

Для начала попробуйте задать себе вопрос, почему вы хотите ездить без трензеля и насколько сильно вы этого хотите? Очень многими движет желание перейти с лошадью на новый уровень отношений благодаря безжелезной езде, но при этом они сомневаются, будет ли лошадь их слушаться. Эти сомнения вполне оправданы, скорее всего не будет. Не отношения являются волшебным следствием отсутствия железа, а железо можно снять, когда отношения УЖЕ вышли на новый уровень! Если отношения еще не построены, лучше использовать привычное лошади снаряжение, обеспечивающее всаднику больший контроль. Возможно, конечно, что лошадь и на железе плохо слушается. Но тогда вопрос стоит не в выборе снаряжения, а в получении человеком навыков езды. Было бы очень приятно, если бы существовали волшебные методы или волшебные слова, которые сокращали бы нам время долгой упорной работы над собой… но вспомним приключения Вовки в Тридевятом царстве :)

Некоторыми движет желание управлять лошадью чем-то более мягким, чем в экстремальных случаях нельзя причинить сильной боли. Например, если всадник потеряет равновесие в седле и только за счет повода удержится на лошади. Лучше дернуть за морду, чем за рот! Именно к этой категории всадников чаще всего относятся те, кто вроде бы и хочет перейти на безжелезную езду, но сомневается в управляемости лошади в экстренных ситуациях, испытывает страх, или сталкивается с непониманием лошадью команд нового средства управления — и в итоге никак не может решиться реализовать свое желание ездить без железа. Здесь всадник должен определиться, насколько сильно он хочет ездить без железа, насколько готов справляться с трудностями и сколько времени у него хватит терпения потратить на обучение. Если всадник сам не уверен, нужно ли оно, он не сможет убедить лошадь в том, что оно нужно :)

Если же вы идейный противник железа, то вам волей-неволей придется учиться договариваться с лошадью на какие-то другие средства управления.

Крошечные шаги.

Как же методами НХ перевести лошадь на безжелезную езду? Как обычно — крошечными шагами! Эту глобальную цель нужно поделить на более мелкие этапы и постепенно один за другим их осваивать. На каждом этапе нужно делать ситуацию простой и себе и лошади, чтобы не провоцировать лошадь на сопротивление, а себя на сомнения, страх и гнев. Единственная сложность — придумать как создать такие условия :)

Для начала нужно убедиться в том, что новое средство управления понятно лошади в простых ситуациях. Определитесь с самой простой ситуацией, где вам было бы не страшно попробовать и где лошадь бы ничего не отвлекало. Некоторым проще сразу сесть на лошадь верхом, но поездить на небольшой огороженной территории, например, на плацу или в леваде. Некоторым проще сходить с лошадью гулять в руках на недоуздке. Все зависит от вас и от лошади, здесь невозможно дать универсальных рекомендаций. Вы тренер своей лошади — вам и решать, что будет лучше для вас обоих :)

Если вы столкнулись с сопротивлением со стороны лошади, проанализируйте, что могло его вызывать. Некоторые склонны винить во всем доминантность характера лошади, однако практика показывает, что когда человек ведет себя последовательно, даже доминантные лошади становятся послушными. Попробуйте начать с себя :) Приемы вроде джойн-апа могут на время убедить лошадь в вашем главенстве над ней, но видя ваши непоследовательные действия в дальнейшем, лошадь как Станиславский произнесет про себя: «Не верю!» и волшебство чар джойн-апа, к сожалению, рассеется.

Чаще всего при переходе с более жесткого средства управления на более мягкое, лошадь сталкивается с тем, что на ее попытку настоять на своем она получает не такой неприятный отпор, как раньше. Обычно это ее радует и побуждает пробовать пересилить человека снова и снова. Лошади намного сильнее нас, поэтому путь силы — не тот путь, который нам стоит выбирать, особенно если мы хотим добиться взаимопонимания и чуткости в управлении. Вместо этого мы должны во-первых, не провоцировать лошадь на сопротивление, а во-вторых (если первый пункт не получился), иметь в голове хитрые ходы, которые помогут быстро направить сопротивление в мирное русло. Мы должны развить в себе умение предугадывать опасные ситуации по легким сигналам в поведении лошади, отслеживать легкое напряжение и корректировать свои действия так, чтобы они не вызывали этого легкого напряжения и последующего разноса. Желая добиться чуткости от лошади, мы должны начать работать над собой и собственной чуткостью к лошади. Взаимопонимание всегда «взаимо» :)

Частые причины сопротивления.

bitless_tekОчень часто лошади плохо отвечают на недоуздок и лучше отвечают на трензель не из-за болезненности трензеля, а из-за разницы в нашем общении с ними на уздечке и на недоуздке. На уздечке мы ездим, в езде мы стараемся работать рукой мягко и «по существу». На недоуздке же мы не задумываемся, что часто оказываем постоянное, непрекращающееся давление, тянем, теребим, одергиваем… Уступчивость лошади на недоуздке начинается не с неприятных узелков веревочного недоуздка на храпе, а с работы человека над собой и над умением давать лошади провисание в чомбуре всякий раз, как она ответила на команду. Чем меньше воздействий недоуздка она получит, тем значимее будет каждое из них. И наоборот, если человек привык держать чомбур коротко, и недоуздок то и дело с разной силой давит на морду лошади, она привыкает, что это давление — это просто шум, это не команда, и настоящую команду может просто не распознать.

Еще одна причина сопротивления — слишком большая опека со стороны человека. Лошадь прекрасно понимает команды, но их так много и они настолько неоправданны, что она решает избавиться от них. Некоторые выводят лошадь попастись, но вместо того, чтобы держать лошадь на свободном чомбуре и наблюдать, как она переходить от одного пучка травы к другому, начинают за лошадь решать, какая трава вкуснее и тянуть ее туда, иногда много-много раз подряд. Лошадь же прикидывает, что не так неприятно воздействие недоуздка, как хочется вон той травы — и начинает вкладываться в недоуздок. Управление переходит на «повышенные тона». Такая же ситуация, когда человек ведет лошадь погулять и начинает на коротком чомбуре тянуть лошадь туда, где ему кажется, что будет лучше пройти. Ему кажется, что лошадь может покалечиться, если решит пройти другим путем, из-за чего человек буквально на себе пытается тащить лошадь где ему кажется безопаснее. В результате земля со всеми опасностями, равно как и ноги человека, на которые нельзя наступать, попадают в слепую зону лошади, и перед ней стоит выбор — понадеяться, что человек качественно перенесет ее на себе или вложиться в недоуздок и все-таки заглянуть под ноги, чтобы сориентироваться, куда наступать :) Здесь лучше дать лошади большое провисание в чомбуре, остановиться, обратить ее внимание на опасные предметы под ногами, дать их рассмотреть и самой сориентироваться, как через них пройти. Тем, что вы зафиксируете ее голову около своей руки, вы не сможете поставить ее ноги в правильные места!

Кстати говоря, в таких ситуациях зачастую видишь, как человек какое-то время поборолся с лошадью, перетягивая чомбур, а потом махнул рукой и позволил лошади себя пересилить. Этим он фактически научил ее, что если немного потерпеть давление, даже сильное, в результате оно все равно ослабнет.

Еще одна причина сопротивления — отвлекающие факторы, когда лошади так важно куда-то попасть или пробежаться побыстрее, что она согласна перетерпеть любой дискомфорт. Здесь важно понимать, чтО может заглушить ваши команды и заранее просчитывать такие ситуации. Действительно очень трудно остановить лошадь, которая вас уже несет. Но куда легче предпринять меры, когда она еще только начала подбираться для ускорения. Опять же, это вопрос развития собственной чуткости к лошади.

В целом общение с лошадью не должно строиться по принципу «что я могу противопоставить ее сопротивлению». Человек всегда должен задумываться о том, что он может сделать, чтобы не спровоцировать лошадь на сопротивление. Если мы хотим с лошадью партнерских, дружеских отношений, то в них не должно быть победителей и побежденных, иными словами не должно быть конфликтных ситуаций. Они конечно же все равно будут возникать, но мы должны стараться их минимизировать. И даже не так важно, кто в итоге победит в каждой из случайных конфликтных ситуаций. На лошадь большее влияние оказывает наш общий стиль общения с ней, чем конкретные воспитательные ситуации. Если лошадь сбежала с корды или разнесла вас на сайд-пулле, это ничего не значит. Потому что в идеале вы проанализируете эту ситуацию, сделаете выводы и в дальнейшем не позволите обстоятельствам сложиться так, чтобы лошадь снова вас пересилила. Пускай лошадь будет уверена, что если что, она вас разнесет. Ваша задача не вызвать у нее желания прибегать к крайним мерам. В этом и состоит ваше лидерство — лошадь должна убедиться в вашей мудрости и чуткости.

Среди лошадей есть те, кто более склонен к сопротивлению, и те, кто более уступчив. В первом случае вам потребуется развить у себя большую чуткость и хорошее умение слушать лошадь. Во втором случае лошадь простит вам больше просчетов. Но как обычно нужно начинать с себя.

Если в идеальной ситуации лошадь будет отвечать на бестрензельную уздечку так, как вам бы хотелось, попробуйте понемногу усложнять ситуацию. Опирайтесь на собственные ощущения. Если вы чувствуете сомнения или страх, значит пока не переходите к следующему этапу. Если вы готовы пробовать — пробуйте. Оценивайте также общее количество раз, когда вам требовалось более сильное воздействие. Если вам то и дело приходилось грубить рукой, тянуть и дергать, то задержитесь на более простом этапе дольше и добейтесь легкости и чуткости в управлении, прежде чем переходить к скачкам по прериям :)

Рассказать об этом в: